Авиаперелеты на мероприятия и события
В 2017 году российские авиакомпании получили 142 самолёта, из них узкофюзеляжные суда составляют большинство, перевозчики могут использовать их на популярных направлениях, эффективно контролируя расходы. Однако в январе 2018 года темпы роста авиаперевозок замедлился и составил 14% против 20% годом ранее. Складывающаяся ситуация может привести к переизбытку парка ВС, грозящем убытками и банкротствами.
Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко подготовил презентацию по развитию парка российской гражданской авиации, анализ которой провёл “КоммерсантЪ”.
По данным эксперта, в 2017 году авиакомпании получили 142 самолёта, парк увеличился на рекордные 12%. Авиакомпании вдохновил рост пассажиропотока: с 2012 года он снижался, но 2017 году увеличился на 18,6%, до 105 млн человек. Близкая динамика была только в 2011 году, когда на рынок пришло 130 самолётов, а худший результат отмечен в 2015 году, когда прекратила полёты вторая в РФ авиакомпания «Трансаэро» и отрасль потеряла 203 самолёта.
Более половины полученных в 2017 году судов (77 машин) новые. В результате если в 2010 году средний возраст авиапарка в РФ составлял около 10 лет, то в 2017 году он сократился до 5,7 года. Лучшим годом по этому показателю был 2014-й, когда средний возраст флота составлял 4,7 года. Авиакомпании недолго используют самолёты: за шесть лет 54% судов, возвращенных лизингодателям, летали в РФ в среднем менее пяти лет. «Отрасль живёт текущим моментом, пытаясь постоянно реагировать на меняющийся спрос, оперативно отвечая на потребности пассажиров»,— считает Андрей Крамаренко. Источник “Ъ” в отрасли уточняет: перевозчики ввозят самолёты, видя отложенный спрос, особенно на международные рейсы, оптимизм внушает и перспектива возобновления авиасообщения с Египтом, так что в ближайшей перспективе пополнение парка продолжится.
Авиаперевозка умершего – Груз 200
Наибольшим спросом в России пользуются узкофюзеляжные самолёты: в 2017 году в страну пришло 72 таких судна — 34 Boeing 737 и 38 А320. «Эти самолёты мультифункциональные: российские перевозчики, в отличие от авиакомпаний других стран, стараются ставить их на рейсы длительностью как до четырёх, так и до семи-восьми часов, добиваясь лучшего соотношения операционных затрат и полученной прибыли»,— поясняет Крамаренко. Сегмент региональной авиации также показал лучший результат с 2010 года: на рынок поступило 40 самолётов, из которых основная доля пришлась на российский SSJ100 (27 судов) и Embraer E170 (13 судов) для S7.
В то же время в Россию не поступило ни одного турбовинтового самолёта, используемого в труднодоступных и удалённых регионах. «Их эксплуатация напрямую зависит от субсидий государства: каждый пятый пассажир летает на таких самолётах только за счёт дотаций, поэтому рост в сегменте может быть связан исключительно с увеличением объёма бюджетных субсидий, чего в обозримом будущем не ожидается»,— отмечает эксперт. Доля закупок широкофюзеляжных дальнемагистральных судов в 2017 году не превысила 13% (или 18 самолётов). Но за счёт укрепления рубля, увеличения платёжеспособности и выездного туризма спрос на этот тип самолётов может увеличиться с открытием дальних туристических направлений, например в Азию, полагает Андрей Крамаренко.
В «Аэрофлоте» сообщили, что планы увеличения самолётного парка группы (включает также авиакомпании «Россия», «Победа» и «Аврора») практически не менялись за последние месяцы — только уточнялся график ожидаемых поставок. Темпы роста флота сохраняются. По данным на март, в 2018 году «Аэрофлот» увеличит парк на 30 самолётов: за счёт вывода из эксплуатации 27 машин и поступления 57 судов. В сам «Аэрофлот» придёт 40 самолётов (13 SSJ100, 10 А320, 5 А321, 11 B737 и один B777), и будет выведен 21 самолёт (8 А320 и 13 А321).
В исследовании прогнозируется, что в 2018–2020 годах динамика расширения парка должна снизиться до 30–40 самолётов в год с учётом замедления спроса на авиаперевозки. Иначе избыточные ёмкости, не отвечающие в полной мере реальному спросу, могут спровоцировать новые убытки и риск повторения ситуации с «ВИМ-Авиа»: в 2016 году её ёмкости выросли на 135%, а в 2017 году, до ухода с рынка, — почти на 80%.
Нужно срочно вылететь во Францию (Ниццу)? Нет рейсовых самолётов? Не попали на эвакуационный рейс? Или…
Нужно срочно вылететь во Францию (Ниццу)? Нет рейсовых самолётов? Не попали на эвакуационный рейс? Или…
Нужно срочно вылететь в Россию из Англии (Лондон)? Нет рейсовых самолётов? Не попали на эвакуационный…
Нужно срочно вылететь в Англию (Лондон)? Нет рейсовых самолётов? Не попали на эвакуационный рейс? Или…
Нужно срочно вылететь в Россию из Англии (Лондон)? Нет рейсовых самолётов? Не попали на эвакуационный…
Нужно срочно вылететь в Англию? Нет рейсовых самолётов? Частная авиация вам поможет! (more…)