Авиаперелеты на мероприятия и события

К 100-летию Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Алексея Маресьева.

На фото Борис Полевой и Алексей Маресьев

Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Камышинского уезда Саратовской Губернии, сейчас это Волгоградская область. В три года он остался без отца, Петр Авдеевич Маресьев умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая и Алексея.

После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в фабрично-заводское училище, где получил специальность слесаря. Дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали, так как Алексей в детстве перенёс очень тяжёлую форму малярии, подорвавшую здоровье и приведшую к ревматизму. В 1934 году Камышинский райком комсомола направил его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь в тайге он пилил лес, строил бараки, а потом – и первые жилые кварталы. Одновременно учился на рабфаке и в аэроклубе.

На срочную военную службу был призван в 1937 году и направлен в Пограничные войска НКВД СССР. Служил авиатехником на острове Сахалин в авиаотряде Сахалинского морского пограничного отряда, затем в 12-м авиационном погранотряде. В 1939 году был направлен на учёбу в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, которое Маресьев окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. В училище был оставлен лётчиком-инструктором. В Батайске его застала война.

На фронт был направлен в августе 1941 года и уже 23 августа совершил свой первый боевой вылет в районе Кривого Рога на Юго-Западном фронте. Боевой счёт сбитым немецким самолётам лётчик 580-го истребительного авиационного полка Северо-Западного фронта лейтенант Маресьев открыл в начале 1942 года – на своём Як-1 сбил Ю-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолётов до четырёх.

4 апреля 1942 года в воздушном бою по прикрытию бомбардировщиков над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но повреждённый самолёт быстро терял высоту и упал на лес. Восемнадцать суток лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы «Ты немец?», отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни — Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву в госпиталь.

Сын лётчика Виктор Маресьев в интервью корреспонденту газеты «Аргументы и факты» вспоминал: отец рассказывал, что в госпитале он с заражением крови и гангреной лежал уже на каталке по пути в морг. Мимо проходил профессор Теребинский, он спросил: «А этот что тут лежит?» С Маресьева сняли простыню и сказали: «А это лейтенант молодой с гангреной». Тогда Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!». Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.

Читайте также:  Евгений Чудновский: SSJ 100 должен стать основной лошадкой на межрегиональных маршрутах

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет, позже добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Фоке-Вульф 190, прикрывавших бомбардировщики Юнкерс 87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года в воздушном бою на своём Ла-5 Маресьев сбил два немецких Фоке-Вульф 190, прикрывавших бомбардировщики Юнкерс 87 и спас жизни двоих лётчиков.

Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 – до ранения и семь – с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев был назначен инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС.


Алексей Маресьев с курсантами авиаучилища, 1945 г.

В июле 1946 года майор А.П. Маресьев был уволен в отставку и до 1953 года работал в 1-й Московской спецшколе ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), в 1956 году – аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук. В том же 1956 году он стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году – первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.

Настоящая история спасения

В годы войны мальчишка деревни Плав Сергей Малин лично уберёг от гибели как минимум двоих человек. За то, что на себе вынес с поля боя раненого командира, был удостоен ордена Красной Звезды. А за спасение Алексея Маресьева, юноша остался без награды, но получил всесоюзную славу благодаря книге Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Воспоминаниями о Сергее Малине с корр. ТАСС поделился его сын, кадровый офицер в отставке Николай Малин.

“Отец удостоен ордена Красной Звезды, согласно записи в наградном листе. Подробностей рассказывал немного – вытащил с поля боя раненого. Потом выяснилось, что это был, вроде, командир батальона. За спасение Маресьева наград у него не было”, – рассказывает Малин-младший, перебирая старые фото и ксерокопии многочисленных журнальных и газетных публикаций об отце.

Авиаперевозка умершего – Груз 200

Читайте также:  Аэропорт Пулково сообщил о готовности к осенне-зимнему сезону

О героическом фронтовом эпизоде в биографии Сергея Малина, которого не стало в 1992 году, журналисты упоминали редко. Вся его послевоенная жизнь проходила в лучах славы лётчика-истребителя Алексея Маресьева, который был сбит фашистами в районе Валдая весной 1942 года. Будучи обмороженным и истощенным, он сумел 18 дней продержаться в топких болотах Валдайской возвышенности. 22 апреля Малин вместе с односельчанином Александром Вихровым нашли его в лесу.

До 80-х годов прошлого века Сергей Петрович встречался со школьниками, призывной молодежью, выступал в клубах и на заводах, активно участвовал в патриотическом воспитании подрастающего поколения, снимался на центральном телевидении. “В то время в Советском Союзе и даже в Болгарии пионерские дружины и отряды носили имя Маресьева, дети приезжали послушать моего отца прямо к нам домой. “Повесть о настоящем человеке” изучали по школьной программе, и эта история была очень популярной”, – добавляет Николай.

Малин и Вихров встречались с лётчиком в Москве, однако сам Алексей Петрович так и не смог приехать на место своего второго рождения – в валдайскую деревню. “Маресьев часто через своего секретаря, Анастасию Илларионовну, передавал подарки, я, например, помню фотоаппарат “ФЭД” – роскошь по тем временам, правда, не помню, кому он достался”, – улыбается Николай Малин.

После войны в Валдайском военкомате спасителям лётчика, и, конечно, самому Маресьеву, посвятили стенд с фотографиями и документами. Потом, в 90-х, волна интереса схлынула, и Сергей Малин перестал получать даже ответы на свои поздравительные открытки.

Писатель с юными героями книги не встречался

Описание беспримерной стойкости духа и воли лётчика Мересьева (так он назван в художественном произведении), который и после ампутации ног продолжил летать и бить врага, в книге Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке” потрясало воображение, но “к некоторым вещам я относился скептически, поскольку знал о части событий из первых уст. Отец описанные в книге события комментировал просто: “Факт имел место быть”, – говорит собеседник агентства.

За окном его основательного дачного дома под Валдаем плещется Среднее озеро, в обшитой деревянным брусом комнате солнце гуляет по картинам, подаренным местными художниками. На травяном ковре в дальнем углу участка – лодка, пирс и железные турники, на которых 65-летний Николай тренируется каждый день. “Могу выполнить нормативы не только старших офицеров, но и курсантские”, – мимоходом замечает он.

“Отец был такой же, как я, с хорошим ростом и голубым цветом глаз. Может быть, более худой в свои без малого 18 лет, но на старшего, как в книге, он никак не тянул. Александру тогда было 20-22 года, его уже тогда комиссовали по ранению после фронта, и он вернулся в деревню”, – Малин “вносит коррективы” в текст Полевого.

В повести судьбоносную встречу Маресьева и ребят Полевой описывает всего на двух страницах, назвав деревню Плавни. При этом Сергею Малину он оставил настоящее имя и сделал его старшим не только по возрасту, но и по родству, назвав парней братьями, а Александра переименовав в Федьку.

“Кусты раздвинулись, и два мальчугана, настороженные, как любопытные синички, готовые каждую минуту сорваться и дать стрекача, осторожно, держась за руки, стали подходить к нему, причем старший, худенький, голубоглазый, с русыми пеньковыми волосами, держал в руке наготове топор, решив, должно быть, применить его при случае…. Старший, которого звали Серёнькой, приказал брату Федьке бежать во весь дух в деревню и звать народ, а сам остался возле Алексея караулить его…”, – писал в книге Полевой.

Читайте также:  "Российский рынок — это большие возможности для развития пассажирских и VIP-перевозок, обслуживания морских буровых платформ, а также оказания неотложной медицинской помощи"

Малин отмечает, что писатель с этими двумя героями своей книги не встречался. Может, он дал волю творческому воображению или опирался на рассказа Мересьева, предположил Николай Сергеевич.

Парни не побоялись фашистов

По рассказам отца Николай Малин восстанавливает картину: “В то время деревня Плав находилась в тылу советской линии фронта, где-то за 13 километров. Сергей и Сашка были единственными почти взрослыми мужиками. Какая-то женщина, а потом и мужчина принесли в деревню слух, что слышали в лесу стоны о помощи, но к месту не приблизились. Тогда все боялись фашистских провокаций, фронт рядом, кто там – русский или немец? Поэтому и старый отец Александра, дед Михайла Вихров, идти ребят отговаривал, но те не послушались, тем самым Алексею Петровичу Маресьеву, а ему тогда, к слову, было всего 26 лет, жизнь и спасли”.

Парни нашли лётчика в лесу за болотом, подтащили его к дороге, а чуть позже тот же дед Вихров вывез его на подводе в деревню, откуда раненого переправили в военную санчасть, завершает свой рассказ о спасении Маресьева Николай.

В конце 1942 года Сергея Малина призвали на фронт. Он был стрелком-радистом, пехотинцем. Прошел Европу, войну закончил войну в Берлине. После Победы вернулся сначала на родину, жил в Тверской области, затем – вновь на Валдае. Работал в лесхозе. Похоронен в Валдае в возрасте 68 лет – сказались многочисленные фронтовые ранения, очень мучили неизвлечённые осколки, уточняет сын. Второй участник спасения Маресьева, Александр Вихров, ненамного пережил товарища.

20 мая этого года в России будут отмечать 100-летие со дня рождения Алексея Маресьева (1916-2001). Накануне юбилея в лесном массиве в Новгородской области, где 74 года назад местные жители обнаружили лётчика, торжественно откроют памятный знак. Как пояснил корр. ТАСС глава Валдайского района Юрий Стадэ, это будет двухметровая бетонная стела. На лицевой стороне этого небольшого мемориала разместят табличку, рассказывающую о спасении Маресьева. Также здесь будут увековечены имена Сергея Малина и Александра Вихрова. Местные власти опасаются не успеть в срок, к самому дню рождения – в лесах ещё очень топко.

Географически знак расположен в пяти км от деревни Плав, и ещё 650 метров – вглубь чащи, уточняет глава.

В городе Камышин, на малой родине легендарного лётчика, откроют Центр патриотического воспитания, проведут парад с участием авиагрупп “Русские витязи” и “Стрижи”. Имя Алексея Маресьева присвоят одной из новых улиц Волгограда и самолёту МЧС РФ.

Памятные мероприятия к 100-летию Маресьева пройдут также в Москве, Нижегородской, Тверской областях и других регионах. Кроме того, Российское военно-историческое общество продолжит поиск самолёта Як-1, на котором в 1942 году лётчик был сбит во время воздушного боя.

Источники:

  • ТАСС (http://tass.ru/obschestvo/3260714)
  • Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Маресьев,_Алексей_Петрович)
  • Советские асы (http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/m/maresyev.htm)
  • Герои Страны (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=353)

Перелет Москва – Ницца